МБОУ г. Иркутска СОШ № 16
г. Иркутск, Иркутская область
  • Профилактика кибермошенничества

    ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАМЯТКА: «КЛЮЧЕВЫЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ СЛУЧАЕВ МОШЕННИЧЕСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ  
    С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

    I. Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать ключевые правила безопасности: 

    • Никогда не открывайте двери незнакомым Вам людям, кем бы они ни представлялись, если вы предварительно не вызывали их к себе домой.
    • Узнайте заранее телефоны полиции, социальных служб, пенсионного фонда и, если незнакомый Вам человек представляется служащим государственной организации, узнайте его фамилию, имя, отчество, должность и причину посещения. Не бойтесь звонить с уточнениями, действительно ли у них имеется такой сотрудник, и с какой целью он ходит по квартирам. 
    • Если человек представился сотрудником социальной службы, попросите поднести к глазку двери служебное удостоверение.
    • Если Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом.
    • Если человек настойчиво просится в квартиру, позовите соседей по лестничной площадке присоединиться к Вам. Позвоните родным и сообщите о «непрошенном госте». 
    • Не отдавайте документы (паспорт, пенсионное, ветеранское достоверение и другие документы) незнакомым Вам людям!
    • Не давайте денег и не меняйте незнакомым Вам людям деньги.
    •  Ничего не подписывайте.
    • Не оставляйте незнакомца одного в комнате.
    • Не приобретайте у людей, представившихся представителями торговых фирм, продукты, мелкую бытовую технику, лекарства.
    • Сообщайте в полицию о подозрительных лицах, появившихся в Вашем подъезде.
    • Если же случилось, что Вас обокрали или обманули, немедленно звоните в полицию (телефонный номер – 112). Постарайтесь запомнить внешность и особые приметы, это облегчит поиск мошенника и предотвратит последующие преступления. 

    II. Знать основные виды потенциальных телефонных угроз:

    • Мошенничество по телефону. С вас могут потребовать выкуп или взятку за освобождение якобы из отделения полиции или с места ДТП Вашего родственника. 

    Что делать: в этом случае главное не паниковать, позвонить самому родственнику, если не отвечает, то попытаться найти его через друзей и знакомых. 

    • СМС-просьба о помощи. Требование перевести определённую сумму на указанный номер с использованием обращения «мама», «друг», «сынок» и т.п. 

    Что делать: не спешите переводить деньги, убедитесь, что в них действительно нуждается ваш родственник или знакомый. 

    • Телефонный номер-грабитель. Платный номер, за звонок на который со счёта    списывается денежная сумма. 

    Что делать: не перезванивайте на незнакомые или предложенные в СМС-сообщениях номера телефонов. 

    • Выигрыш в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или  оператор связи. Вас могут попросить оплатить пошлину, налог и т.п., перевести сумму на определённый счёт, сообщить пришедший на телефон код. 
      Что делать: не спешите переводить деньги или сообщать какие-либо данные по телефону. Позвоните по официальным номерам (указанным в справочниках, на сайтах) компании – организатора лотереи или конкурса, убедитесь в том, что вас не обманывают. 
    • Штрафные санкции и угроза отключения номера якобы за нарушение договора с оператором вашей мобильной связи
      Что делать: позвоните сами своему оператору по официальному номеру, уточните информацию. 
    • Ошибочный перевод средств. Вас попросят перевести якобы  ошибочно переведённые средства, а затем дополнительно снимут деньги. 
      Что делать: игнорируйте подобные сообщения или (если это телефонный разговор) посоветуйте для возврата ошибочно переведённой суммы обратиться к оператору связи. 

    Если Вы стали жертвой преступления, в обязательном порядке необходимо обращаться в полицию по телефону 112 или 02. 
    Берегите себя и своих близких! 

    Методические рекомендации: "Профилактика мошенничества с привлечением цифровых технологий"

    Информационный материал ТОП-10 правил профилактики мошенничества с использованием информационных технологий 

    Что такое ФИШИНГ и как защититься от него?

    Фактчекинг: что это такое, как его проводить, инструменты и примеры проверки публикаций в СМИ?

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике