ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАМЯТКА: «КЛЮЧЕВЫЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ СЛУЧАЕВ МОШЕННИЧЕСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
I. Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать ключевые правила безопасности:
- Никогда не открывайте двери незнакомым Вам людям, кем бы они ни представлялись, если вы предварительно не вызывали их к себе домой.
- Узнайте заранее телефоны полиции, социальных служб, пенсионного фонда и, если незнакомый Вам человек представляется служащим государственной организации, узнайте его фамилию, имя, отчество, должность и причину посещения. Не бойтесь звонить с уточнениями, действительно ли у них имеется такой сотрудник, и с какой целью он ходит по квартирам.
- Если человек представился сотрудником социальной службы, попросите поднести к глазку двери служебное удостоверение.
- Если Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом.
- Если человек настойчиво просится в квартиру, позовите соседей по лестничной площадке присоединиться к Вам. Позвоните родным и сообщите о «непрошенном госте».
- Не отдавайте документы (паспорт, пенсионное, ветеранское достоверение и другие документы) незнакомым Вам людям!
- Не давайте денег и не меняйте незнакомым Вам людям деньги.
- Ничего не подписывайте.
- Не оставляйте незнакомца одного в комнате.
- Не приобретайте у людей, представившихся представителями торговых фирм, продукты, мелкую бытовую технику, лекарства.
- Сообщайте в полицию о подозрительных лицах, появившихся в Вашем подъезде.
- Если же случилось, что Вас обокрали или обманули, немедленно звоните в полицию (телефонный номер – 112). Постарайтесь запомнить внешность и особые приметы, это облегчит поиск мошенника и предотвратит последующие преступления.
II. Знать основные виды потенциальных телефонных угроз:
- Мошенничество по телефону. С вас могут потребовать выкуп или взятку за освобождение якобы из отделения полиции или с места ДТП Вашего родственника.
Что делать: в этом случае главное не паниковать, позвонить самому родственнику, если не отвечает, то попытаться найти его через друзей и знакомых.
- СМС-просьба о помощи. Требование перевести определённую сумму на указанный номер с использованием обращения «мама», «друг», «сынок» и т.п.
Что делать: не спешите переводить деньги, убедитесь, что в них действительно нуждается ваш родственник или знакомый.
- Телефонный номер-грабитель. Платный номер, за звонок на который со счёта списывается денежная сумма.
Что делать: не перезванивайте на незнакомые или предложенные в СМС-сообщениях номера телефонов.
- Выигрыш в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или оператор связи. Вас могут попросить оплатить пошлину, налог и т.п., перевести сумму на определённый счёт, сообщить пришедший на телефон код.
Что делать: не спешите переводить деньги или сообщать какие-либо данные по телефону. Позвоните по официальным номерам (указанным в справочниках, на сайтах) компании – организатора лотереи или конкурса, убедитесь в том, что вас не обманывают. - Штрафные санкции и угроза отключения номера якобы за нарушение договора с оператором вашей мобильной связи.
Что делать: позвоните сами своему оператору по официальному номеру, уточните информацию. - Ошибочный перевод средств. Вас попросят перевести якобы ошибочно переведённые средства, а затем дополнительно снимут деньги.
Что делать: игнорируйте подобные сообщения или (если это телефонный разговор) посоветуйте для возврата ошибочно переведённой суммы обратиться к оператору связи.
Если Вы стали жертвой преступления, в обязательном порядке необходимо обращаться в полицию по телефону 112 или 02.
Берегите себя и своих близких!
Методические рекомендации: "Профилактика мошенничества с привлечением цифровых технологий"
Что такое ФИШИНГ и как защититься от него?
Фактчекинг: что это такое, как его проводить, инструменты и примеры проверки публикаций в СМИ?